• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как читать новости во времена коронавируса

Аккуратно пользоваться новостным потоком надо вне зависимости от внешних факторов, однако кризисные обстоятельства делают грамотное потребление информации обязательным.

Аккуратно пользоваться новостным потоком надо вне зависимости от внешних факторов, однако кризисные обстоятельства делают грамотное потребление информации обязательным. Особенно когда информационный взрыв и торжество мобильных технологий делает практически любого желающего не только потребителем, но и производителем и распространителем массовой информации.  

Согласно старой шутке, бегущий полковник в мирное время вызывает смех, а в военное – панику. Если помнить о том, что информация сегодня главное оружие, то новость по своему рангу не меньше полковника из шутки, и относиться к ней стоит также серьезно, как и к поведению старшего офицера.

Запаниковать очень легко. Например, увидев очередную двунадесятую ссылку о том, что в магазинах кончается туалетная бумага, гречка и гель для душа с экстрактом можжевельника. Или, например, словить синдром студента второго курса медицинского института, найдя в сети очередное описание вируса и тут же убедиться, что болезнь уже пришла. Или прочитать трагическое описание бедствия в другом городе на другом континенте и тут же предельно живо представить, как это все будет происходить на соседней улице.

Считается, что в кризисных обстоятельствах количество новостей растет. Это и так, и не так: растет объем информации, касающейся самого актуального и востребованного потребителем продукта – в данном случае новостей о пандемии. Эти новости вытесняют другие, менее существенные, которым еще два месяца назад уделялось бы куда больше внимания. Одна кризисная тема занимает места столько же, сколько три-четыре докризисных. Соответственно растет количество непроверенного, не до конца верифицированного и просто ложного.

Согласно старой шутке, бегущий полковник в мирное время вызывает смех, а в военное – панику. Если помнить о том, что информация сегодня главное оружие, то новость по своему рангу не меньше полковника из шутки, и относиться к ней стоит также серьезно, как и к поведению старшего офицера.

Запаниковать очень легко. Например, увидев очередную двунадесятую ссылку о том, что в магазинах кончается туалетная бумага, гречка и гель для душа с экстрактом можжевельника. Или, например, словить синдром студента второго курса медицинского института, найдя в сети очередное описание вируса и тут же убедиться, что болезнь уже пришла. Или прочитать трагическое описание бедствия в другом городе на другом континенте и тут же предельно живо представить, как это все будет происходить на соседней улице.

Считается, что в кризисных обстоятельствах количество новостей растет. Это и так, и не так: растет объем информации, касающейся самого актуального и востребованного потребителем продукта – в данном случае новостей о пандемии. Эти новости вытесняют другие, менее существенные, которым еще два месяца назад уделялось бы куда больше внимания. Одна кризисная тема занимает места столько же, сколько три-четыре докризисных. Соответственно растет количество непроверенного, не до конца верифицированного и просто ложного.

Как ориентироваться в этом потоке? Центр медиапрактик ИКМ НИУ ВШЭ подготовил небольшую памятку:

  1. Брать новости только из вызывающих доверие источников – тех, что проверены временем и опытом. Доверительные отношения между потребителем медиа и источником информации складываются долго. Кризис дает возможность протестировать их на прочность и адекватность. Даже если источник новостей будет ошибаться или опаздывать, это все равно лучше, чем наобум искать новые каналы информации. После кризиса можно соотнести адекватность привычных источников новостей с реальностью и, возможно, сделать выводы.

  2. Не расширять без необходимости круг интересов по текущей теме. Сопоставить жизненные приоритеты с информационным потоком. Если хочется знать про личную безопасность и безопасность своей семьи – искать новости из проверенных источников по этой теме, оставив другим беспокоиться о продажах продуктов первой необходимости в Северной Калифорнии. Если беспокоит бизнес и перспективы какой-то отрасли, то смотреть за этим и не отвлекаться на блог о пользе чесночных приправ и бритья бороды. Количество информации, которое получается усвоить без проблем, ограничено, не стоит расширять круг кризисных интересов без нужды.

  3. Прибегая к непроверенным источникам информации, стараться установить степень их адекватности. Если телеграмм-канал два месяца назад называл коронавирус выдумкой и пропагандой чего-то там, а месяц назад утверждал, что до России это не дойдет, то, наверное, не стоит пользоваться его услугами – там работают люди, не очень хорошо владеющие материалом. Если другой источник сравнивает нынешнюю пандемию с эпидемией чумы 14 века, то авторы склонны к экзальтации, и к их творчеству надо относится с осторожностью.

  4. Старайтесь следить за официальными сообщениями, пусть даже в обычной жизни это не приходит в голову. Лучше узнать о новых карантинных мерах из первоисточника, чем в пересказе.


В целом легкая информационная диета может даже пойти на пользу. А вот распространять или нет непроверенную или не до конца верифицированную информацию – дело совести каждого.

Текст подготовлен Центром медиапрактик ИКМ НИУ ВШЭ