• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Информационный детокс, думскроллинг и другие стратегии медиапотребления

На XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества пленарную сессию «Инфогигиена и элитарность информации: как правильно потреблять медиапродукты» провели Центр медиапрактик совместно с дирекцией по связям с общественностью НИУ ВШЭ.

Созданный в 2019 году Центр медиапрактик занимается разработкой и реализацией программ дополнительного профессионального образования в области современных медиа и информационных технологий. В частности, он предлагает программу «Технологии фактчекинга», «Управление информационными процессами в PR», «Запуск подкаста: от идеи до монетизации». Другое направление работы Центра – исследования новых информационных вызовов и поиском инструментов адаптации к ним. Поэтому внимание к проблематике осмысленного медиапотребления совсем не случайно. Открывая заседание, заведующий Центром медиапрактик НИУ ВШЭ Глеб Черкасов обозначил главную цель – «обсудить, как жить с тем обилием информации, которое мы сегодня имеем, и что делать, чтобы она была на пользу, а не во вред».
Старший научный сотрудник ЛЭСИ НИУ ВШЭ, к.с.н. Анастасия Казун выступила с основным докладом «Новые тренды медиапотребления: избегание новостей и думскроллинг». По словам исследователя, оба феномена являются порождением сегодняшней медиасреды, когда человек впервые в истории человечества имеет возможность потреблять новостной контент в режиме 24/7. При этом особенно в кризисных ситуация возрастает доля негативного контента. А в итоге возрастает количество людей, которые избегают новостей, а также тех, кто, наоборот, жить не может без такого рода информации.
Ученые НИУ ВШЭ провели масштабное исследование этих явлений, собрав в октябре 2022 года 2000 анкет по общероссийской выборке, а также проведя 113 глубинных интервью. Большинство респондентов заявило, что они стали больше следить за новостями в 2022 году. В то же время растет и число тех, кто не следит за информационной повесткой. К примеру, среди молодежи 18-24 лет таковых набралось почти четверть (24,7%). Для сравнения в целом по всем возрастным категориям почти вдвое меньше – 13,5%. Более 40% опрошенных в той или иной степени согласились с мнением, что реже слушают новости, чтобы избегать негативных эмоций (30,3% полностью согласны, 10,9% - частично). Любопытно, что женщины стремятся избегать потребление новостей чаще, чем мужчины (36,5% против 23,2%).
Для того, чтобы ограничить потребление информации россияне используют как ручное, так и техническое регулирование: выделяют себе меньше времени на новости, ограничивают количество источников информации, отключают уведомления, отписываются от информационных ресурсов, используют блокировки, не ставят VPN и др.
Другой крайностью становится думскроллинг (от англ. doom — «мрачный конец» и scrolling — «пролистывание контента») — зависимость от чтения новостей, когда человек не может остановиться, пропуская через себя всё больше и больше информации. По словам Казун, думскроллинг может проявляться как распределенное в течение дня потребление новостей (заполнение пустот) и как потребление информации в выделенное время, удобный момент в комфортной обстановке. При этом оба феномена – и избегание новостей и думскроллинг – расцениваются респондентами как нетравматичные. Иными словами, они не видят в этом проблем.
Исполнительный директор Mediascope Ксения Ачкасова сообщила, что среднестатистический россиянин проводит почти 4 часа за телевизором и примерно столько же – в интернете. «По телесмотрению чем старше респондент, тем больше времени он проводит «в телевизоре». А вот в молодежной аудитории все наоборот – более 6 часов они проводят в digital, причем в основном пользуются мобильными устройствами», - рассказала Ачкасова. Согласно исследованиям Mediascope, примерно четверть времени смотрения ТВ занимают новости и социально-политический контент (в прошлом году на новости приходилось 12% просмотров (рост в 1,5% раза год к году), на социально-политические передачи – 16% (рост в 2 раза год к году). Что касается интернета, то по итогам года россияне стали проводить меньше времени в соцсетях и больше - в мессенджерах (доля соцсетей в медиапотреблении сократилась с 24% до 20%, а мессенджеров выросла с 12% до 15%). Причина этого феномена кроется в том, что многие из соцсетей перешли в Telegram, который Mediascope отнес к мессенджерам. «Если бы в соцсети добавить ТГ, то объем медиапотребления соцсетей остался бы практически таким же как и в прошлом году», - объясняет Ачкасова.
Советник главы Минэкономразвития РФ Дарья Левченко полагает, что главный тренд минувших лет – усталость людей от телефона как основного поставщика информации. «Эта усталость накладывает и на бизнес, и на государственные органы обязанность по поиску наиболее точных, выверенных каналов донесения информации, формулирования сообщений в подходящем формате», - отметила Левченко. Точное использование разных инструментов коммуникации она проиллюстрировала простым примером: «Мы все понимаем, если нам нужно что-то рассказать семье и родным, мы не станем вешать объявление на двери подъезда – мы создадим семейный чат или напишем личное сообщение нужному родственнику».
Ее поддержал старший директор по коммуникациям НИУ ВШЭ Андрей Лавров: «Люди не хотят потреблять новости вообще. Но им хочется получать максимально кастомизированные сообщения. Поэтому мы стараемся нащупать внутри нашей целевой аудитории большое количество групп, подгрупп и даже микрогрупп и создавать для них отдельные кастомизированные каналы коммуникации. Мы уже создали более 30 каналов. Для нас сегодня это один из наиболее эффективных способов коммуникации.» Лавров считает созданные каналы бренд-медиа, которые решают более широкую задачу, нежели корпоративные СМИ. Они ведут диалог с аудиторией на темы, которые по-настоящему важны людям. 
Заместитель главного редактора газеты «Ведомости» Максим Иванов также отметил существенное изменение медиапотребления. «Тем не менее, у СМИ в этой ситуации не такая печальная судьба. Именно классические медиа способны за негативом разглядеть и показать интересные повороты, которые можно продвигать».
А вот руководитель группы по работе с медиа в Дзене Иван Макаров убежден, что будущее – за ритейл-новостями. «Ритейл мечтает общаться со своими потребителями с момента, как они просыпаются, до момента засыпания. И ритейл будет отнимать эту аудиторию у классических медиа, предлагая эскапистский, развлекательный контент. В ближайшие 2-3 года они придумают и начнут реализовывать эти продукты», - утверждает эксперт.
Посмотреть запись пленарной сессии «Инфогигиена и элитарность информации: как правильно потреблять медиапродукты».