• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Банковские мошенничества в восприятии российских журналистов

Центр медиапрактик НИУ ВШЭ и Банк «Уралсиб» дали старт большому проекту по повышению уровня финансовой культуры вкладчиков.

21 февраля в здании НИУ ВШЭ на Покровском бульваре состоялся круглый стол, организованный Центром медиапрактик и Банковским институтом НИУ ВШЭ. Как отметила вице-президент Банка «Уралсиб» Ирина Волина, знания в сфере финансов помогают вкладчикам не попадаться на уловки, эффективно противостоять в борьбе с мошенниками. В связи с этим в рамках совместного проекта с НИУ ВШЭ предполагается в ближайшее время подготовить целую серию докладов.

Представляя доклад «Банковские мошенничества в восприятии российских журналистов», заместитель заведующего Центром медиапрактик Андрей Жуков рассказал, что в исследовании приняли участие 47 экономических журналистов, специализирующихся в том числе на банковской тематике и представляющих ведущие российские медиа (газеты, информационные агентства, ТВ, электронные СМИ). Именно журналисты первыми рассказывают общественности о новых видах мошенничества, фиксируют тенденции, которые еще только оформляются.

По итогам опроса пятерка самых популярных схем мошенничеств с использованием методов социальной инженерии выглядит так: 
1. Обман с помощью якобы случайного перевода.
2. Предложение перевести деньги на специальный счет для их безопасности (якобы спецсчет ЦБ).
3. Предложения заработать в интернете на «инвестициях», например, через вложение денег в криптовалюту или сомнительные акции.
4. Предложения получить выплату или компенсацию от государства, для оформления которой нужно сообщить данные карты или другую личную информацию.
5. Звонки от представителей «банков» или «правоохранительных органов» с целью выведать данные банковских карт и счетов.

Рейтинг наиболее популярных схем обмана с использованием технологий, по оценкам журналистов, выглядит так:
1. Мошенничество с использованием дип-фейков и искусственного интеллекта.
2. Вредоносные программы (в частности, троянских программ, которые обеспечивают злоумышленникам доступ к устройству жертвы и возможность управления им).
3. Взлом почты, мессенджеров и страниц в соцсетях и рассылка сообщений с просьбами помочь родственникам или знакомым, которые якобы попали в трудную жизненную ситуацию.
4. Фишинг (сообщения и электронные письма со ссылками, переход по которым приводит к тому, что злоумышленники завладевают финансовой информацией пользователя).
5. Использование сайтов-клонов продажи товаров и услуг.В 2024 году медиа ожидают увеличение мошенничеств с использованием искусственного интеллекта и дип-фейков и усложнением схем социальной инженерии, использование комбинаций социальной инженерии и новых технологий.

Директор Банковского института НИУ ВШЭ Василий Солодков убежден, что в случае банковских мошенничеств мы имеем дело с хорошо организованными мафиозными структурами. «По идее защитить граждан от с банковских мошенников должны правоохранительные органы. Однако складывается впечатление, что их эта задача не очень интересует», - говорит эксперт. В такой ситуации, по его словам, одним из действенных средств борьбы с банковскими мошенничествами могло бы стать создание простых и понятных памяток для людей, как не стать жертвой мошенников: после каких фраз нужно просто прервать разговор, каким обещаниям нельзя верить, почему официальные органы никогда не будут звонить через мессенджеры и т.д.

Финансовый омбудсмен Ассоциации российских банков Павел Медведев назвал свое выступлением «взглядом человека с другой планеты». Анализ обращений поступивших к нему за последние полгода обращений показывает, что жалоб на официальные финансовые организации в 30 раз больше, чем на нелегальные. «А с начала января ко мне поступило всего две жалобы на мошенников, похитивших деньги у вкладчиков», - подсчитал эксперт.

Вице-президент Гильдии адвокатов и заведующий Бюро адвокатов «Де-юре» Никита Филиппов считает, что уже сегодня злоумышленники пытаются собирать образцы биометрических данных россиян, в частности, записывают голоса, чтобы в дальнейшем использовать эти записи для хищения денег со счетов. «Работа правоохранительных органов будет эффективна только при существенных вложениях в технические средства борьбы, создание и поддержку стартапов в этой сфере», - полагает адвокат. Ещё одним средством защиты он называет самоорганизацию общества, когда люди через социальные медиа предупреждают друг друга о новых схемах мошенничества.

Доцент Кафедра комплексной безопасности критически важных объектов Российского университета нефти и газа Андрей Курило констатировал, что схемы хищений денежных средств становятся все более изощренными. «Среда, которой мы противостоим, быстро совершенствует свои методы, меняются элементы технологий мошенников и сами технологии. Эти изменения надо отслеживать и адекватно на них реагировать», - отметил специалист по информационной безопасности. Пока же, по его словам, ключевые проблемы не решены – начиная с оперативной и эффективной блокировкой номеров, с которых идут звонки мошенников, и заканчивая уголовным наказанием за хищение баз данных. 

Советник руководителя Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Александр Коланьков напомнил, что с этого учебного года обучение финансовой грамотности введено в качестве обязательного элемента в линейку всех ступеней образования, от дошкольного до высшего. Однако новая задача, по его словам, заключается в переходе от финансовой грамотности к финансовой культуре. Недостаточно просто знать, что и как можно и что нельзя делать, важно еще и сформировать устойчивый навык и привычку именно так и поступать. «Есть три «не» – не доверяй кому попало, не паникуй, не торопись с принятием решений. Соблюдение этих правил защитит человека в подавляющем большинстве непонятных ситуаций», - говорит Коланьков. А также рекомендует, чтобы не стать жертвой мошенников, думать, проверять информацию и советоваться с теми, кому ты доверяешь.