Медиамастерская Вышки: взгляд изнутри
Насколько реально создать свое медиа, не имея журналистских навыков? Студентка 2 курса ФГН Дарья Чебакова рассказала «Вышке для своих», что представляет собой медиамастерская Центра медиапрактик и кому точно стоит туда идти.
Насколько реально создать свое медиа, не имея журналистских навыков? Студентка 2 курса ФГН Дарья Чебакова рассказала «Вышке для своих», что представляет собой медиамастерская Центра медиапрактик и кому точно стоит туда идти.
Говорят, надежда умирает последней, особенно если речь идет о «Ярмарке проектов». Не все студенты могут найти проект, соответствующий их интересам и образовательной программе. Но мне повезло: я наткнулась на медиамастерскую, организованную Центром медиапрактик.
Проектом руководит экс-заместитель главного редактора газеты «Коммерсантъ» Глеб Черкасов и бывший шеф-редактор новостей на канале «ТВЦ» Андрей Жуков. По их словам, основной идеей создания мастерской было обучение журналистике не журналистов, а итогом проекта — создание разных студенческих медиаканалов.
Как все началось
Оказалось, что, несмотря на заявленное количество мест (15), все поданные заявки были одобрены. На вышкинскую корпоративную почту пришло письмо с информацией о вводной лекции. Первое знакомство с организаторами прошло в корпусе на Покровке, где нам подробно объяснили условия участия в проекте.
Всего три этапа:
- Теоретические лекции
- Деловые игры (практические занятия)
- Индивидуальная работа – создание медиа
В любой момент у тебя есть возможность покинуть проект, но уже без кредитов.
Во время презентации программы медиамастерской организаторы нервничали: видимо, такой преподавательский опыт они получали нечасто. Не все слушатели пришли на вторую лекцию. Был студент, который во время презентации встал и ушел, открыто заявив о своем резко негативном отношении к проекту и недостаточной компетенции его руководителей. Вскоре выяснилось о существовании опции «вольный слушатель»: человек мог просто посещать выступления приглашенных спикеров и руководителей проекта, при этом не получая кредиты.
Расписание занятий было согласовано с участниками проекта по предпочтению большинства. Сначала оповещение осуществлялось через почту, чуть позже появился Telegram-канал мастерской, в котором на протяжении всего проекта публиковались посты с полезной информацией о спикерах, предстоящих домашках, а также ссылки на литературу. Затем один из участников создал отдельный чат в VK без преподавателей. Занятия проходили вечером, 2 раза в неделю, поэтому самое тяжелое было – заставить себя дойти до них после изнуряющих пар. Кофе спасало, но не всегда. Часто помогал интерактив на лекциях в виде опросов, вопросов к аудитории, забавных журналистских кейсов.
Начинать писать материалы, которые требовали руководители проекта, было тяжело и страшно. Мысли о том, что твоя деятельность совсем не связана с журналистикой и ты ни разу не писал даже «околожурналистские» тексты, постоянно тревожили. Но в итоге почти у всех получалось довольно неплохо. Кто-то из участников попросил указывать на ошибки или отправлять комментарии с замечаниями. С этого момента домашки разбирались коллективно и занимали около 40 минут от каждого занятия. Иногда время лекций вынужденно увеличивалось, вместо положенных полутора часов мы внимали всему, что до нас пытаются донести, по 2-2.5 часа.
Приглашенные спикеры
Увидеть вживую журналистов совершенно разных направлений, насладиться их жизненными историями и задать интересующие вопросы на любую тематику – то, что действительно мотивировало работать в проекте.
Кого пригласить в гости, выбирали руководители мастерской, о них заранее оповещалось в Telegram-канале. Все гости одинаково захватывающе рассказывали о своем месте работы: начиная от Анны Галайды, критика литературно-издательского отдела Большого театра, и заканчивая Таисией Бекбулатовой, главным редактором нового медиа «Холод».
Переход в онлайн
Существенным препятствием для проведения второго этапа стал карантин, который значительно повлиял на программу проекта: деловые игры убрали, вместо них появились коллективные задания. Руководители приняли решение перенести пары в Zoom. Сначала было достаточно непривычно наблюдать Андрея Жукова и Глеба Черкасова на фоне домашнего интерьера, однако это внесло особый шарм. Сидя за любимым столом и держа в руках кружку чая, можно было слушать лекции и разбирать ошибки. С переходом в онлайн-формат количество слушателей увеличилось, так как уже не приходилось тратить много времени на дорогу до корпуса.
Данный этап проекта прошел гораздо труднее. Времени на домашки оставалось с каждым разом все меньше, также приходилось тратить силы на то, чтобы разделить задачи между участниками команды, получалось это не всегда успешно. Распределение по группам не зависело от наших предпочтений, зато такая система помогла мне найти интересных людей с других факультетов. Хочу выразить отдельную благодарность 3 группе, которая терпела меня все это время!
Каждому по медиа-каналу
Май наступил слишком внезапно, и времени раздумывать над концепцией собственного медиа практически не оставалось. К счастью, организаторы проекта устраивали видеоконсультации, на которых помогали определиться с идеей даже самым безнадежным экземплярам, как я. Ограничений не было абсолютно, выбор платформы, а также публикуемый контент полностью зависел от собственных предпочтений.
Надо сказать, что не все участники дошли до конца, нас осталось примерно 30 человек, еще меньшее количество согласилось на разработку и защиту своих медиаканалов.
Защита проектов стала заключительным этапом работы мастерской. Большая часть медиаканалов создавалась в Instagram, вот некоторые из них:
- Блог-помощник в поступлении для школьников и абитуриентов
- Блог об Азии от студентов-востоковедов
- Интересные факты из истории моды
В основном, это были образовательные и просветительские проекты на совершенно разные темы. Некоторые предпочли более сложную платформу –Telegram:
- Музыка и английский язык (Slang Kiki)
- Про студентов Вышки (VneВышки)
- Вопросы экономики и финансов (Q&A Finance and Money)
- Дизайнерские решения и digital-технологии в ремонте (юнит-блог)
Кому будет полезна мастерская
Медиамастерская несколько отличается от других проектов: степенью нагрузки и количеством очных часов. Скорее всего, тем, кто уже связан с журналистикой, будет не так интересно на занятиях, возможно, домашние задания покажутся немного однообразными и простыми. Руководители проекта не ставят цели научить вас писать с нуля, главное – способность и желание создать готовый медиапродукт.
В то же время благодаря лекциям осознаешь многие ошибки, которые раньше не замечал. Истории спикеров привлекают больше всего. Создается впечатление, что ты окунаешься в журналистику и проживаешь каждый материал внутри себя. Для меня данный проект прекрасен своей атмосферой, а также возможностью попробовать себя в написании статей и решить, насколько ты можешь создавать что-то свое, развиты ли у тебя журналистские навыки и нужно ли тебе пробовать себя в этом направлении дальше. Но даже если статьи и расследования – не то, чем ты планируешь заниматься, можно прийти и просто послушать лекции профессионалов.
Анастасия Воробьева, 3 курс ОП «Реклама и связи с общественностью»:
Самое главное достоинство проекта, его сердце – это неравнодушие преподавателей к своему делу и ученикам. Кроме того, это высокие ожидания от студентов с оказанием помощи, а не давления, креативные задания, глубина погружения в профессию, качество контента приглашенных спикеров и хозяев мастерской.
Единственное, что я бы поправила – это позиционирование проекта. Две трети изучаемого материала посвящены журналистике, причем довольно серьезной, поэтому люди, пришедшие только ради заключительного этапа (развития собственного проекта), до него не добрались, разочаровавшись на полпути. Также в групповой части программы задания хоть и полезные, но менее разнообразные и интересные, чем в индивидуальной. Ну и на этапе работы с проектами стоит больше внимания уделить последним трендам в продвижении и особенностям платформ.
Аноним:
Задумка медиамастерской очень хорошая, так как сейчас все превратилось в медиа. А поиск информации, фактчекинг и написание красивого текста становятся базовыми навыками, как владение английским. Мне понравилось как строилась программа: от теории к практике. По моему мнению, такой проект нужно растягивать на более длительный срок. Теоретический модуль делать длиннее и объемнее. Мне бы хотелось, чтобы на каждую тему было несколько занятий и несколько заданий. Например, в процессе изучения темы интервью не только придумать вопросы к медийной личности, но и интервьюировать других участников проекта и т.д. Мне кажется, что так на этапе групповой работы уже не будут возникать типичные ошибки, которые мы делали из-за недостаточного опыта. Это мои пожелания на будущий год. Удачи Андрею Дмитриевичу и Глебу Юрьевичу!
Николай Шпильков, 1 курс магистратуры ОП «История»:
Самым интересным в проекте для меня стало взаимодействие с его руководителями, как в процессе работы над своим проектом, так и просто на парах: истории из журналистского опыта Андрея Жукова и Глеба Черкасова, их советы и реакции. Было очень интересно посмотреть на других студентов, интересующихся миром медиа и пообщаться с ними. В целом, медиамастерскую я считаю положительным и довольно полезным опытом в моей жизни. Жаль только, что не удалось поработать с группами вживую – сказался карантин.