• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как жить в эпоху ChatGPT

О регулировании ИИ, рисках, а также границах обучаемости ChatGPT спорили в Открытом лектории Центра медиапрактик НИУ ВШЭ известные российские специалисты.

Как жить в эпоху ChatGPT

В начале мая Евросоюз сделал важный шаг к законодательному регулированию использования искусственного интеллекта (ИИ). Соответствующий законопроект поддержали два профильных комитета Европарламента. В частности, законопроект предписывает отмечать специальной плашкой контент, сгенерированный нейросетями. Кроме того, необходимо будет давать ссылки на защищенную авторским правом информацию, использованную ИИ для обучения.
О регулировании ИИ, рисках, а также границах обучаемости ChatGPT спорили в Открытом лектории Центра медиапрактик НИУ ВШЭ известные российские специалисты. Открывший встречу глава APG Алексей Карлов отметил, что ChatGPT «не просто модная тема, а то, что внедряется в нашу жизнь и, возможно, профессии», поэтому так важно разобраться, как работают и меняют мир новые инструменты.

На собственном опыте
Участники дискуссии с явным удовольствием делились собственным опытом использования ChatGPT. Основатель Rocka и «ВКармане» Сергей Пахандрин рассказал, как под его руководством ChatGPT написала полный программный код приложения для отслеживания курсов валют «Курсор». «На все приложение у меня ушло примерно 200 запросов. Несколько дней перед сном уделял по одному часу. И это было оптимально, учитывая, что можно задать всего 25 запросов в течение трех часов. Я задал вводные и попытался по пунктам описать, что мне хочется получить в результате. В процессе работы я постоянно просил чат корректировать то, что мне не нравилось. Но сам руками не работал, просто копировал готовые коды», - рассказал Пахандрин. По его словам, ИИ не заменяет человека, однако существенно облегчает работу и экономит время.
Со-основатель Inventure.Studio и автор телеграм-бота с доступом в chatGPT Павел Белов отметил, что «кейсов использования GPT просто невероятное множество». По его словам, пользователи из Ирана и некоторых других порой пользуются ботом как живым контактом, с которым можно пообщаться. «Люди пишут о том, что, видимо, не могут спросить у близких, друзей и знакомых», - рассказал Белов. А вот врач в Сирии попросил предоставить ему безлимитный доступ, чтобы получать консультации по медицинским вопросам. «Я ему написал, что я не рекомендую это делать, потому что бот дает ошибки. Он сказал, что это лучше, чем вообще ничего», - поделился эксперт. По его мнению, с развитием технологий кейсов использования ИИ будет становиться все больше. 
Основатель агентства HR4PR Executive Search Ольга Дементьева поделилась результатами опроса руководителей разных агентств по использованию ChatGPT. Среди наиболее интересных кейсов она обозначила, например, использование ИИ для получения инсайдерской информации для участия в тендере. Оригинальный вариант «использования» генеративных систем сегодня практикуют хедхантеры – очень часто они интересуются у соискателей опытом работы с ИИ. «Если человек тестирует нейросети, у него есть свое мнение и опыт, то это характеризует его как любознательного, инновационного сотрудника. Мы скажем про этого человека, что он открыт всему новому, а это профессионально важное качество. Думаю, что работодатели будут на это обращать все больше внимания», - отметила Дементьева.

Границы возможного и опасности
Фаундер рекрутингового агентства NEWHR и сервиса Geekjob.ru Кира Кузьменко рассказала, как попробовала перепоручить ChatGPT версии 3.5 напиание сопроводительных писем к резюме сосикателей. «Он справлялся с этой задачей просто ужасно. Когда появился ChatGPT-4, который обучается на готовых моделях, а у нас есть модели сопроводительных писем, тогда мы получили улучшенную версию. ИИ хотя бы укладывает все ключевые мысли, которые есть в конспекте, соблюдает структуру. Но дальше уже рекрутеру нужно «дотюнинговывать» текст. Это освобождает руки и немножко помогает. Хотя и не идеально», - резюмировала Кузьменко.
Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов подчеркнул, что «чат настолько комфортен и дружественен, настолько подстраивается под пользователя, что хочется думать, что он умеет все». Однако на практике оказывается, что порой чат просто «пытается понравиться», подстраивая свой ответ под ожидания пользователя. «Из 10 тезисов, которые напишет ChatGPT, бриллиантами будут, наверное, 1–2. Отсечь их от общей банальности, от обмана и от того, где чат пытается понравиться вам, подстроится под вас—в этом пока остается ниша интеллекта естественного», - считает Виноградов. Он также высказал мнение, что чат обманывает, когда сообщает, что анализирует видео. «Он сообщает, что анализирует видео на YouTube, это выглядит довольно правдоподобно, но когда ты начинаешь анализировать более внимательно, ты начинаешь понимать, что видео он не смотрел», - полагает политтехнолог.
Заведующий Центром медиапрактик НИУ ВШЭ Глеб Черкасов обратил внимание еще на одну особенность ChatGPT: «Он прекрасно справляется с поиском цитат. Делает это за секунду, экономит кучу времени. Проблема только одна— в источнике этой цитаты нет».

Фактчекинг
Приведенные истории, а также новые возможности ИИ поднимают среди прочего и вопрос о фактчекинге. 
Кира Кузьменко опасается: «Вчера звонил обычный мошенник со словами «переведи денег маме». А через какое-то время будет звонить нейросеть с генератором голоса вашего знакомого. Такие риски есть. Надо очень быстро думать, как именно можно проверять такие вещи. Какие способы оценки вводить. Уверена, нас еще ждут государственные ограничения, регуляторы».
Ольга Дементьева прогнозирует рост скандалов в связи с фейковыми событиями и не существующими цитатами. «И будет трудно проверить, что правда, а что неправда. Поэтому хорошие пиарщики будут нужны еще больше, потому что кризисных коммуникаций точно будет больше в связи с фейк-новостями», - полагает она. Эксперт также высказала предположение, что вскоре начнут появляться пометки «этот текст написал человек». 
Алексей Карлов рассказал про эксперимент с одним из столичных застройщиков. При запросе определенного бренда появлялась сноска «Почитайте об этом подробнее». «Это решало сразу две проблемы: прямой рекламы застройщика и фактчекинга. То есть бренд добавляет ссылку на сайт, где точно проверенные данные», - говорит эксперт.