• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Данил Астапов: «Залог успеха подкаста - мотивация его создателя»

2 октября Центр медиапрактик НИУ ВШЭ даст старт занятиям по курсу ДПО «Запуск подкаста: от идеи до монетизации». Новые слушатели, обновленная программа курса, вместе с хорошо знакомыми преподавателями - новые лица. Какие новые знания и навыки получат слушатели и с чем связаны новации, рассказал  Данил Астапов, продюсер курса «Запуск подкаста» и продюсер студии подкастов «Либо/Либо».

Данил Астапов: «Залог успеха подкаста - мотивация его создателя»

- Все последние годы мы видим, как рынок подкастов стремительно развивается. Все больше людей слушают подкасты и все больше людей меняют свои профессии, становятся профессиональными подкастерами. Правда ли, что подкасты меняют жизнь?

- «Меняют жизнь» — звучит, наверное, слишком претенциозно, но так на самом деле бывает. Мою жизнь подкасты правда поменяли, потому что несколько лет назад я сначала стал их просто слушать, а потом на проекте ВШЭ «Медиамастерская» вместе с другой студенткой сделал свой первый подкаст. Это был очень плохой подкаст — я боюсь его переслушивать, хотя он есть в открытом доступе. Но это было начало. Мне понравился процесс — и я сделал еще один проект, уже вместе с пиар-дирекцией университета. Затем начал работать в студиях подкастов, то есть в профессиональных продакшнах, и сейчас в этой сфере уже четыре года.

Порой слышу мнение, что нет таких профессий «подкастер», «продюсер подкастов», «редактор подкастов». Точнее, что этим может заниматься кто угодно, любитель с минимальным бэкграундом в медиа. На самом деле, я думаю, что так было два года назад. Если студии подкастов нужен был новый человек, найти его было негде, потому что рынок труда был мизерным. Рабочие руки искали среди знакомых с непрофильным опытом и переучивали их на ходу. Сейчас ситуация изменилась. Есть такой телеграм-канал «Подкаст-вакансии и мероприятия» — недавно я зашел туда и увидел, что у него уже почти 1000 подписчиков, а за последние полгода опубликовано несколько десятков вакансий, в том числе вполне привлекательных. То есть вместе с ростом индустрии постепенно формируется профиль профессионального подкастера, продюсера подкастов, редактора, ведущего и так далее.
 
Но порог входа все еще достаточно низкий — чтобы начать работать в индустрии или делать свой собственный подкаст, нужна, в первую очередь, хорошая мотивация. Плюс — набор профессиональных навыков и знание индустрии — этому мы и обучаем на курсе. 

- С этого учебного года ты стал продюсером курса «Создание подкаста: от идеи до монетизации». Что изменится для слушателей?

- Мы фактически перезапустили курс, созданный опытным профессионалом в этой сфере Анной Лобановой в 2020-м году. Мы оставили его основу  — это занятия по выбору идеи и продюсированию, по технике речи и технике монтажа, по продвижению и монетизации, по авторскому праву. Но в то же время внесли точечные улучшения — немного поменяли наполнение блоков, добавили новые темы, пригласили дополнительно новых преподавателей. Я очень старался, чтобы это были не “изменения ради изменений”, а ответы на новые тренды, которые сейчас есть в подкаст-индустрии, чтобы дать слушателям курса все самые актуальные знания и навыки. 

- А как вообще сегодня развивается рынок подкастов? Что сегодня модно, что в тренде?

- Последние цифры по российской подкаст индустрии, которые я видел — это данные Ассоциации развития интернет-рекламы. Они говорят, что число слушателей подкастов среди россиян каждый год растет на 10% и к концу 2024 оно может достигнуть 18 млн. И еще есть данные по рекламному рынку — там Ассоциация коммуникационных агентств России оценила объем рекламных расходов в сегменте digital audio (куда включены подкасты) в 700 млн рублей, это данные 2023 года. 

Что же касается трендов, то самый яркий — поворот разговорных подкастов в сторону видео. Многие шоу в поисках новой аудитории создают свои видеоверсии и записывают проект в двух форматах. Другие вообще оставляют только видео, так что возникает вопрос, а это вообще еще подкаст или уже видеошоу? О том, как отличить одно от другого мы на курсе тоже будем говорить. Конечно, у аудио много преимуществ: достаточно дешевый продакшн, более лояльная аудитория, цена рекламы в расчете на слушателя и так далее. Но видео в нашей стране все еще выигрывает с точки зрения охватов, поэтому умение спродюсировать видеоверсию своего подкаста сейчас очень в тему. Чтобы обучить ему, мы добавили отдельный блок по продюсированию и съемке видео.

С другой стороны, появляется все больше нарративных подкастов — сложносочиненных историй в аудиоформате, где повествование идет согласно детально прописанному сценарию, подводки ведущего переплетаются со вставками героев и экспертов, полевыми записями и так далее. Это может быть и репортаж, и полноценный документальный фильм в аудио, и большое журналистское расследование, и аудиоспектакль со сложным саунддизайном. Таких подкастов появляется все больше — а на Западе, где подкаст-индустрия уже расцвела и охватывает сотни миллионов человек, самые популярные и резонансные проекты — именно нарративные подкасты. Думаю, что мы постепенно движемся в ту же сторону, и поэтому мы серьезно обновили занятие по нарративным подкастам, сделав его более практико-ориентированным.

- Ты упомянул, что обновился штат преподавателей. Расскажи, кто пришел…

- Занятие по видеоподкастам будет вести Анна Цыплухина. Она автор подкаста «Несладкий бизнес», который входит в топы всех площадок по своей категории, и основательница студии «Несладкий продакшн». Аня последние годы как раз занимается продюсированием проектов сразу в двух форматах — аудио и видео — и набирает миллионы просмотров и прослушиваний. Знаю, как она умеет преподносить материал — это будет отличное занятие. 

За рассказ про нарративы теперь отвечает Семен Шешенин. Это мой бывший коллега по студии «Либо/Либо», который много лет создает и редактирует истории, а еще преподает сторителлинг. Как редактор он запускал нарративные подкасты «Почему мы еще живы» и «Время и деньги» — одни из самых популярных аудиопроектов на русском языке вообще. В общем, мало кто еще способен рассказать о сценариях подкастов и сторителлинге в аудио так же, как он. Я видел план занятия и понимаю, что и мне самому будет интересно послушать эту лекцию. 

Еще один новый преподаватель — это Алина Челышева, коммерческий директор студии «Терменвокс». Это тоже одна из самых больших студий подкастов в России, они делают много известных проектов, продают в них много рекламы, а еще зарабатывают на подписках, мерче, офлайн-мероприятиях и другими способами. Об этих способах Алина и будет рассказывать на своем занятии — как монетизировать подкаст, искать рекламодателей и делать классные рекламные интеграции. 

В целом мне кажется, что большое преимущество нашего курса — преподаватели сразу из нескольких больших студий: «Либо/Либо», «Терменвокс», «Несладкий продакшн». Еще у нас есть Кирилл Винницкий из «Двух дорожек», Вика Афонина из Podcasts.ru и несколько сильных независимых специалистов — например, специалист по техниче речи Ирина Рогава. Думаю, за счет такого разнообразия мы показываем студентам картинку со всех сторон и помогаем глубже погрузиться в подкаст-индустрию прямо во время курса. 

А, ну и себя забыл — я тоже новый преподаватель. Буду вести вводные занятия, занятия по продюсированию, а еще буду помогать студентам делать их собственные шоу.

- Кому адресована эта программа? Как выглядит «идеальный слушатель» курса?

- Я бы сказал, что наш идеальный слушатель — это человек, который слушает подкасты сам, любит их, и ему очень хочется попробовать сделать что-то свое. Самое важное на старте — это мотивация. Навыки — это второстепенно, их мы дадим.

Дальше могут быть разные сценарии: развитие личного бренда, желание реализовать себя. Может, вы просто хотите познакомиться с интересными людьми в своей сфере — многие делают подкасты для этого. Для бизнеса и организаций подкаст может решать маркетинговые, имиджевые или пиар-задачи, очень часто компании создают подкасты для развития HR-бренда или для внутренней аудитории. Иногда это вообще образовательный продукт большого корпоративного университета или маленькой языковой школы. 

Если у вас уже есть опыт работы в медиа — круто. Если есть собственный подкаст — еще круче. Вам у нас будет проще, хотя все равно полезно. Но самое важное — 100 процентов — это мотивация!