Об особенностях карьеры на российском рынке GR
руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, кандидат политических наук
Одна из молодых ветвей современного коммуникационного менеджмента – это Government Relations (GR, взаимодействие с органами государственной власти). Что из себя сейчас представляет данная отрасль, и какие карьерные перспективы она может дать выпускникам российских ВУЗов?
Как известно, корпоративный GR представлен Департаментом по связям с госорганами, он является структурным подразделением крупной корпорации и отвечает за сопровождение ее деятельности в органах государственной власти. Сотрудники департамента (GR-менеджеры) представляют интересы компании в политической среде, отслеживают возможные угрозы для компании от деятельности профильных политических стейкхолдеров, реализуют комплекс специальных мер, чтобы предотвратить реализацию этих угроз, а также ищут потенциальные возможности для компании через ее участие в политических действиях. Во всех крупных корпорациях, ведущих бизнес в России, созданы такие структурные подразделения, их кадровый состав варьируется от нескольких до десятков человек. Самым крупным действующим GR- департаментом в России является GR-департамент компании «Роснефть», известной своей проактивностью при взаимодействии с органами власти.
Общий объем этой отрасли в Москве, по нашим оценкам, составляет 3-4 тысячи человек. Традиционная карьера в GR- департаменте начинается с менеджерской позиции, на нее, как правило, переходят профильные сотрудники регулирующих министерств с 2-3 летним опытом работы. Стартовые оклады начинаются с 200-300 тысяч рублей. Директорский корпус в корпоративном GR может рассчитывать на оклад в 500-700 тысяч, вице-президент по связям с госорганами, что является «потолком» в корпоративной карьере на этом уровне, получает 1000+. Как видно, это относительно небольшие по российским корпоративным меркам деньги, они значительно уступают вознаграждениям в других менеджерских позициях: финансы, юриспруденция, IT и пр.
Кроме того, в практике современного корпоративного устройства, данные структурные подразделения, возможно, вопреки обывательскому мнению, практически не бюджетируются, в отличие, например, от PR- департаментов, где годовые внешние бюджеты могут достигать миллионов долларов. Учитывая традиционную для России особенность «зарабатывать на расходах» - этот факт может быть дополнительным минусом выбора профессии.
Еще одним минусом профессии является отсутствие понятных правил игры на рынке профессионального взаимодействия бизнеса и власти, отсутствие закона о лоббизме, море этических и внутрикорпоративных проблем. Последний скандал с Пепсико, когда на вице-президента по связям с госорганами компании профильный Россельхознадзор пожаловался в следственные органы за демонстрацию ведомственного ДСП-документа, является хорошим подтверждениям данного тезиса.
Несмотря на все минусы профессии, магия влияния на власть, подпитываемая такими сериалами как «Карточный домик», всегда будет манить выпускников ВУЗов, а сама профессия, как ее несколько лет назад оценил российский Forbes, будет в топе наиболее перспективных профессий будущего.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.